- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Росавиация разъяснила правила предъявления документов в аэропортах
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Субкультура интернет-зависимых молодых людей и проблемы их взаимодействия
26.11.2010
Лиманова А.Б.
г. Ростов-на-Дону
На данный момент интернет-зависимость не является самостоятельным заболеванием и определяется психологами как феномен. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. Впервые термин «интернет-зависимость» был предложен И. Гольдбергом, под которой он понимал расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. В настоящее время под интернет-зависимостью понимается компульсивное желание войти в Интернет, находясь в off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь в on-line.
На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию. В период с 2002 по 2009 гг. число интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8.7 млн. человек) до 30 % (34.4 млн. человек), а уровень суточной аудитории - с 2 % (2.1 млн. человек) до 16 % (17.7 млн. человек). Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день являются молодые люди в возрасте 18-25 лет. Вместе с увеличением количества пользователей Интернета в мире неуклонно возрастает уровень интернет-зависимости, что связано еще и с тем, что у четверти пользователей Интернета зависимость формируется уже после полугода его использования.
Данные получены из исследования, проведенного в 2009 году на базе ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия». В ходе проводимого исследования приняли участие 287 студентов в возрасте от 18 до 25 лет.
В ходе исследования использовался комплекс методик, включающий тест на интернет-зависимость К. Янг в трактовке В.А. Буровой и опросник «Восприятие Интернета» Е.А. Щипилиной, используемые для изучения роли глобальной сети Интернет в жизни студента и диагностики у них уровня интернет-зависимости; тест на стрессоустойчивость, методика самооценки личности Будасси, тест уверенности в себе Райдаса, опросник депрессии Бека и опросник Баса-Дарки - для изучения эмоционально-волевой сферы личности; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и тест «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова - для диагностики коммуникативной сферы личности и методика диагностики мотивации успеха и боязни неудачи Т. Элерса - для изучения направленности мотивационной сферы личности.
На основании теста на интернет-зависимость К. Янг все испытуемые были разделены на 2 группы. В контрольную группу (КГ) вошли 137 человек (47.7 %) не имеющие интернет-зависимости, в экспериментальную - 150 человек (52.3 %), имеющих интернет-зависимость различной степени. Согласно тесту К. Янг все опрошенные, имеющие интернет-зависимость, были разделены на 3 группы: лица с низкой степенью интернет-зависимости (HСт ИЗ) составили 30 %, лица со средней степенью (СрСт ИЗ) – 55 % и лица с высокой степенью (ВСт ИЗ) – 15 %. Для изучения роли глобальной сети Интернет в жизни современных студентов анализировались основная цель, стаж, частота и длительность использования Интернета; частота превышения запланированного времени пребывания в Интернете; частота пренебрежения личными делами в связи с пребыванием в Интернете и частота недовольства окружающих виртуальной жизнью студента.
Анализ эмпирических данных позволил заключить, что Интернет играет важную роль в жизни современной молодежи. Это подтверждается каждодневным посещением ими глобальной сети Интернет, очень частым превышением времени пребывания в Интернете (в среднем 10-20 часов в неделю), пренебрежением личными делами в связи с пребыванием в Интернете. Тот факт, что основной целью использования современной молодежью интернет-среды является общение, свидетельствует о наличии у интернет-зависимых молодых людей трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения в реальной жизни.
На сегодняшний день 70 % пользователей Интернета в возрасте от 18 до 25 лет имеют средний и высокий уровень интернет-зависимости, что выражается в каждодневном посещении большинством опрошенных глобальной сети Интернет, превышении запланированного времени посещения Интернета (в среднем 10-20 час в неделю), пренебрежении личными делами в связи с пребыванием в Интернете, в частых жалобах окружающих по данному поводу.
Для интернет-зависимых молодых людей характерны: «предвкушение» аддиктивной реализации, проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию и нарушения социальной адаптации в реальной жизни.
Интернет-зависимая молодежь характеризуется такими показателями эмоционально-волевой сферы их личности, как высокие уровни личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При увеличении степени интернет-зависимости происходит дальнейшее повышение этих характеристик. Пoмимо этого, для интернет-зависимых молодых людей характерны низкие показатели стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается снижение этих показателей.
Интернет-зависимые молодые люди характеризуются такими показателями коммуникативной сферы, как высокая степень одиночества и конфликтности, что свидетельствует о наличии у них трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения и о преодолении данных трудностей межличностного взаимодействия в реальности путем замещения этого общения на виртуальное.
При увеличении степени интернет-зависимости происходит усугубление изменения личностных характеристик интернет-зависимых студентов, что приводит к углублению социальной их дезадаптации и прогрессированию интернет-зависимости.
Своевременное выявление интернет-зависимых молодых людей позволит предупредить изменения психологических характеристик их личности и своевременно провести профилактическую и психокоррекционную работу.
Литература
-
Проект «Интернет в России / Россия в Интернете». Вып. 24 (Лето 2008). M.: Фонд «Общественное мнение», 2008.
-
Янг К.С. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.
-
Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.
-
Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007.
-
Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. M.: Психотерапия, 2006.