- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Росавиация разъяснила правила предъявления документов в аэропортах
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011Группа террористов нейтрализована в Башкирии
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
Духовно-нравственное воспитание как способ профилактики экстремизма и борьбы с терроризмом
26.11.2010
Князева Е.В, Звездина Е.Ю.
г. Ростов-на-Дону
Рост агрессии, конфликтности, межэтнической нетерпимости в современном обществе актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания личности, формирования самосознания личности на основе учета национальных особенностей, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями.
В психологической науке все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующегося глубоким кризисом духовности, охватившим все стороны жизнедеятельности человека.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности особенно остро стоит в связи с духовной дезинтеграцией общества и размытостью жизненных ориентиров молодежи, невыраженностью базовой системы ценностей. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством людей принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные ценностные ориентации.
Рассматривая данную проблему в контексте профилактики экстремизма и борьбы с терроризмом, мы полагаем, что для профилактики экстремизма и терроризма необходимо делать ставку на воспитание, на формирование стержня духовной личности, «нравственного воспитательного идеала» [5] (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А).
В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников представлено понятие «нравственного идеала», раскрывающегося как свободная нравственная личность, не лишенная таких духовно-нравственных основ как честность, доброта, искренность, милосердие. Такая личность является свободной, творческой, саморазвивающейся, инициативной. То есть, нравственный идеал - это высоконравственная, творческая личность, базирующаяся на принятии духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Нравственная личность осознает ценность человеческой жизни, обладает нетерпимостью к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности.
Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определенной культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе ее составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.
Представители христианской психологии (Братусь Б.С, Слободчиков В.И, Абраменкова В.В.) [3] считают, что воспитание духовно-нравственной личности требует усилий в следующих направлениях:
- формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, в готовности действовать с позиции милосердия как на уровне принятия решения, так и на уровне его осуществления;
- создание условий для складывания ценностных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми (взрослыми и сверстниками), переживаемых им как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты;
- коррекция негативных проявлений и порочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным императивом.
Представители данного подхода указывают на то, что процесс воспитания должен быть активным, а ребенок должен выступать как свободный субъект духовно- нравственного воспитания, а не объект формирования и манипулирования.
Таким образом, понятие духовно – нравственного воспитания включает в себя становление духовности личности как высшего уровня развития зрелой личности, где основным критерием его определения является осознанность и формирование чувства ответственности за свои поступки.
Мы придерживаемся той позиции, что духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования духовной зрелости. Духовная зрелость (духовность) понимается нами как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, где основными мотивационно – смысловыми регуляторами (ценностными ориентирами) жизнедеятельности являются высшие человеческие ценности: любовь, добро, милосердие, толерантность к иным взглядам. Подрастающее поколение, у которого сформированы мотивационно – смысловые регуляторы поведения «повышают свой иммунитет» к разного рода негативным явлениям общества, в том числе проявлениям экстремизма и терроризма.
Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания направлен на формирование высших (созидательных) ценностных ориентиров, осознанное принятие традиций и ценностей, свободный выбор нравственных идеалов, формирование толерантности взглядов, то есть умения принять иную точку зрения особенно в ключевых для личности вопросах.
На наш взгляд, сущность духовно-нравственного воспитания раскрывают следующие постулаты:
1.Основной принцип духовно-нравственного воспитания - помочь молодому человеку сформировать его собственные ценности, опираясь на его индивидуальные особенности восприятия окружающей действительности. Другими словами, это формирование свободы воли в выборе собственных нравственных установок.
2.Основная задача духовно-нравственного воспитания дать воспитаннику двигаться к центру своего существования, идти на контакт с индивидуально-значимой картиной бытия.
3.Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование механизма глубинной саморегуляции активности, что является основой осознанного поведения, и, как следствие, стержнем зрелой личности.
4. Духовно-нравственное воспитание – понимание того, что ни в коем случае нельзя передавать ценностное знание в «готовом виде». Это было возможно в относительно несложном обществе традиционного типа, но сейчас успешная адаптация к динамично изменяющимся условиям жизни достижима лишь на основе личного поиска и при полном доверии именно личному опыту, опыту реальных переживаний, достигнутых при внимательном отношении к потоку событий.
Современные школы, ВУЗы должны стать важнейшими, структурообразующими компонентами культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Они должны стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни детей и молодежи.
В заключение следует отметить, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни». Она нужна не только для борьбы, которую ведет человек в этом мире, но и для возможности осознанного гармоничного существования и проявления высшей степени человеческой зрелости, позволяющей относиться нам к другому человеку как к самоценности и принимать окружающий мир во всем его многообразии.
Литература
1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М., 2002.
3. Братусь Б.С. Начало Христианской психологии: Учебное пособие для вузов. М., 1995.
4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc
6. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. № 3. С. 16-33.
7. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2002.
8. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. – 383 c.