Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

К вопросу о влиянии дискурсивных практик СМИ на формирование социальных представлений о терроризме

26.11.2010

 Седых Н.С.

г. Ростов-на-Дону

 В настоящее время среди приоритетных задач в рамках противодействия терроризму выделяют информационно - психологическое противодействие распространению идеологии экстремизма в молодёжной среде. Необходимость этого определяется тем, что исполнители террористических акций, преимущественно молодые люди до 30 лет. Это представляет реальную угрозу общественной безопасности, так как именно молодёжь является активным субъектом социального взаимодействия.

Вместе с тем общепризнанно, что современный терроризм неразрывно связан с деятельностью средств массовой информации. В этой связи весьма актуален вопрос о роли СМИ в формировании и развитии социальных представлений о терроризме, которые одновременно являются результатом коммуникации и служат ее основой, обеспечивая разделяемые коды социального взаимодействия и групповую идентичность [5]. Следует подчеркнуть, что именно в интерактивных процессах репрезентируемые социальные представления зарождаются, модифицируются, обмениваются и распространяются по социальным группам. Причём они конституируют социальные группы и определяют их границы. Соответственно социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия.

В нынешнем столетии всё большее значение приобретает массовая коммуникация, которая, по мнению Д.В. Ольшанского, есть среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия мышления и поведения [6]. В систему массовых коммуникаций включены печатные и Интернет - СМИ, одной из базовых функций которых является информирование населения по актуальным вопросам внутренней и международной жизни. Однако СМИ зачастую не просто информируют граждан, но и задают рамки интерпретации освещаемого события. «Медиум – это послание», которое навязывает систему разбивки и интерпретации мира, подчёркивает исследователь современного общества Ж. Бодрийяр [1]. Это во многом обусловлено тем, что средства массовой информации относятся к дискурсивным системам и участвуют в производстве и воспроизводстве типизированных значений. В этой связи детального изучения требует вопрос влияния дискурсивных практик СМИ на формирование и развитие социальных представлений о терроризме. При этом необходимо учитывать, что дискурсивные практики определены не столько структурой отдельных текстов, сколько способом их включения в систему знаний, связанную с определённой иерархией ценностей. Это во многом обуславливает то, что дискурс формирует версии реальности.

Важно отметить, что в научных кругах на сегодняшний день не сложилось однозначного и общепринятого определения дискурса. В контексте нашего исследования мы будем исходить из понимания дискурса, предложенного крупнейшим современным дискурсологом Тойном ван Дейком: «Дискурс   это коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим (наблюдателем и другими) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте» [4]. В современном информационном обществе дискурс – составная часть социальной реальности. С одной стороны дискурс формируется общественными отношениями, а с другой - формирует их. Показательно, что многими современными исследователями дискурс рассматривается как важный и неотъемлемый агент коммуникации, который выступает носителем и ретранслятором смыслов, ценностей, идей, образов, мнений, интерпретаций и прочих ментальных и виртуальных образований. Например, Патрик Серио, считает, что дискурсы представляют собой «динамическую деятельность, конструирующую смысл». Причём, по его мнению «...воображаемое получает, таким образом, совершенно реальное, материальное воплощение» [4].

Исходя из вышеизложенного очевидно, что исследуя дискурс, необходимо анализировать текст в качестве социальной репрезентации. При этом необходимо учитывать, что под социальными репрезентациями подразумеваются идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего, под влиянием средств массовой информации. Неслучайно С. Холл отмечает, что медиа обладают властью «предписывать» событиям некий смысл, интерпретируя их определенным образом и придавая данным интерпретациям статус общепризнанной «правды» [8].

В этой связи особое значение приобретает интенциональность текста сообщения, подразумевающая вербализацию сознательного или подсознательного желания (стремления) журналиста выразить своё состояние, отношение, оценку. Интенция - субъективная направленность на некий объект, активность сознания субъекта при подготовки материалов о терактах, - проявляется в виде эмоциональных и когнитивных оценок [3]. Следовательно, текст сообщения, транслируемого СМИ, содержит коммуникативные интенции, для которых характерна двусостовная структура: выражениие интенции предполагает обозначение объекта и отношения к нему высказывающегося субъекта. В результате текст сообщения имеет определённый социальный контекст и репрезентации. Репрезентация, согласно С. Холлу, - практика, в силу которой возникает общепринятое знание; это производство смысла посредством языка. Показательно, что язык как система репрезентации представляет собой концептуальную смысловую карту, генерирующую ментальные связи между реально существующими объектами, абстрактными и вымышленными образами. Однако эти связи могут быть восприняты только при условии принадлежности авторов и читателей текста к единому культурному полю. Именно так функционируют дискурсы, создавая объяснения, понятные носителям той или иной культуры [8]. Соответственно, при исследовании дискурсов текст анализируется не сам по себе, а в качестве социальной репрезентации.

На наш взгляд, в современных условиях назрела необходимость провести исследование с целью выявить дискурсивную формацию печатных и Интернет - СМИ, задающую рамки формирования социальных представлений о терроризме. При этом важно учитывать, что дискурсная формация охватывает не отдельный жанр, а объединяет несколько жанров. Главная задача нашего исследования выявить позиции в дискурсивном поле печатных и Интернет - СМИ, определяющие особенности формирования социальных представлений о терроризме. В качестве объекта изучения выступают социальные репрезентации террористической деятельности и личности террористов в печатных и Интернет - СМИ. Для анализа предполагается отобрать ряд статей, опубликованных в популярных центральных периодических изданиях и Интернет - СМИ.

Предмет исследования - способ структурирования высказываний в печатных и Интернет - СМИ, которые отражают особенности социальной репрезентации и социальной маркировки террористической деятельности и личности террористов. Нами разработана методика дискурс - анализа сообщений печатных и Интернет- СМИ, содержащих информацию о террористах и их деятельности. Важно отметить, что анализ дискурса предполагает рассмотрение как форм, так и функций языка, идентификацию тех особенностей, которые способствуют интерпретации и пониманию различных текстов и типов языковой коммуникации. Это позволяет проанализировать особенности социального влияния определённого дискуса [6].

Однако для выявления влияния на текст более широкого дискурсивного контекста необходимо проследить, как возник и развивался данный дискурс, какие явные и латентные смыслы в нем содержатся, к каким выводам они подводят читателей. При этом следует учитывать, что контекст – это основная макроструктурная единица дискурс- анализа, представляющая собой смысловой комплекс когерентных пропозиций, содержащий вербально и не вербально выраженные участниками коммуникативно- социальных полей когнитивные переживания социальных процессов и явлений. Важно отметить, что выделяют внешний и внутренний контекст дискурса. Внешний контекст включает широкий спектр переменных: психологических, социологических, этнографических и других. При этом важнейший аспект контекстуальности состоит в том, что действия и события связываются в логическую последовательность или каузальную связь[4]. Соответственно, для адекватной интерпретации контекста необходимо подвергнуть деконструкции его информационно-целевую структуру. Для этого необходимо определить макроструктуру текста в виде иерархии смысловых блоков, выраженных в пропозициях, в качестве которых выступают определённые языковые средства, а также ситуации, имеющие какую – либо оценку.

Ведущим элементом контекста является фрейм - это когнитивная структура в феменологическом поле контекста, которая выражает вероятностное знание о типичных ситуациях и связанных с этим знанием ожиданиях по поводу свойств и отношений реальных и гипотетических объектов. Фрейм состоит из вершины (темы), то есть макропропозиции, выражающей содержательную цель сообщения, реализация которой входит в коммуникативное намерение говорящего, в его замысел (пропозиция первого порядка). В ходе дальнейшей деконструкции контекста выделяются пропозиции разных уровней. Затем анализируется интенциональное содержание пропозиций, особенности аргументации и социальная маркировка исследуемого контекста.

Таким образом, результаты данного исследования, на наш взгляд, будут способствовать организации эффективного информационно - психологического противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма как его действенного продолжения.

Литература


  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер с фр. и примеч. Е.А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2006.

  2. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии.   М., 1987.

  3. Емельянова Т.П. Социальное представление: понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Универсальные базы данных изданий России и стран СНГ. URL: http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=3684782, 2002.

  4. Макаров Д., Кузнецов А. Дискурсология: проблемы и вызовы сегодняшнего дня // Универсальные базы данных изданий России и стран СНГ. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12358157, 2007

  5. Московичи С. Социальные представления. Исторический взгляд // Психологический журнал.   1995. – Т. 16.   № 1 2.

  6. Ольшанский Д.В. Политический пиар.   СПб.: Питер, 2003.

  7. Романов П.В,. Щебланова В.В, Ярская-Смирнова Е.Р. Политический дискурс. Женщины – террористки в интерпретационных моделях российских СМИ (Дискурс-анализ газетных публикаций) // Полис. – 2003.   № 6.

  8. Hall S. The Problem of Ideology - Marxism Without Guarantees // Journal of Communication Inquiry.   1986.   Vol. 10.   № 2.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: