- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Росавиация разъяснила правила предъявления документов в аэропортах
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Семья как средство профилактики идеологии терроризма
26.11.2010
Гриднева С.В.
г. Ростов-на-Дону
Проблема терроризма волнует сегодня каждого человека, независимо от того, в какой стране он живет, коснулась ли трагедия его родных и близких или нет. Терроризм приносит боль утраты, возмущение, слезы, но одновременно он заставляет каждого задуматься о причинах происходящего, о том, что мы способны сделать в сложившейся ситуации [1, 2, 3, 4, 5].
Так, участники мастер-класса «Развитие коммуникативной компетентности членов семьи как средство профилактики идеологии терроризма» (ведущая мастер-класса – Гриднева С.В., к. психол. наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии ЮФУ), который проводился 14 сентября 2010 года на факультете психологии ЮФУ в рамках фестиваля «Мир Кавказу», попытались обсудить малоизученную тему ресурсов семьи в антитеррористической деятельности. В данной работе активно приняли участие студенты и педагоги ЮФУ, представители профессорско-преподавательского состава Педагогического института ЮФУ, Чеченского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета.
Деятельностный, личностно-ориентированный подход к организации обучающего мероприятия позволил участникам осознать, что именно семья является источником познания и осознания самого себя, смысложизненных ценностей каждым членом семьи, формирует чувство принадлежности у каждого члена семьи, помогает формированию активной гражданской позиции; также смоделировать психологический портрет террориста, проанализировать стили семейного взаимодействия членов семьи, которые были бы ресурсом для развития гуманной личности или наоборот, способствовали бы формированию культуры насилия в семье, а, следовательно, молодое поколение подобных семей могло бы принадлежать к группе риска, с потенциальной ориентированностью на участие в террористических группировках.
В рамках мастер-класса участникам была предложена самостоятельная работа по разработке собственной модели профилактики идеологии терроризма в семье с учётом региональных и профессиональных особенностей участников работы.
Дискуссия по результатам совместной деятельности выявила новизну и неразработанность обсуждаемой проблематики в теоретическом и практическом планах, а также недостаточное понимание современными родителями задач формирования у своих детей гражданского сознания, толерантного отношения к людям и миру в целом и других нравственных ценностей.
Первые активные продуктивные шаги к привлечению семьи к антитеррористической политике государства начаты в Чеченской республике, а также положительный опыт подобной работы правоохранительных органов, психологов и семьи в республике Ингушетия был представлен в телевизионной программе «Военная программа» А. Сладкова 18.09.2010 года.
Результаты итогового опроса по анкете «Семья как эффективное средство профилактики идеологии терроризма», проводимого в группе участников мастер-класса, показали, что все респонденты констатировали состояние своего эмоционального комфорта в ходе обучающего мероприятия и осознании ими повышения собственной компетентности в общении как необходимое условие эффективной совместной деятельности; 94 % участников констатировали, что во время мастер-класса они впервые так отчётливо осознали огромную роль качества семейного взаимодействия для профилактики идеологии экстремизма и терроризма; 88 % участников заявили о несомненной полезности лично для них данного занятия и 82 % членов групп заявили о своей готовности продолжить повышение своей квалификации в будущем в подобного рода мероприятиях; 73 % человек высоко оценили раздаточный материал, который, по их мнению, поможет им в дальнейшем при работе над темой мастер-класса уже в своей профессиональной деятельности.
Развитие способности к толерантности и активной гражданской позиции - ключ не только к личному успеху, но и миру и безопасности страны. Профилактика терроризма требует много времени и всеобщих усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и правоохранительных органов. И именно такие деятельностные совместные усилия обязательно принесет свои плоды [2, 3, 5].
Литература
-
Журавель В.П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму. http://www.dpr.ru/pravo/pravo_9_16.php.
-
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. http://www.mchs.gov.ru/law/index.php?ID=28107.
-
Тащёва А.И. Деструкция взаимоотношений в семье жертв теракта в Беслане // Ежегодник Российского психологического общества: Специальный выпуск. М.: Эслан, 2005. Т. 2. С. 223 225.
-
Терроризм: причины и профилактика. http://www.ffwpu.ru/article_terrorism.php
-
Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.